МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЯМИ

Мар 6, 2019

Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится (Притч. 22, 6);

Если в не окрепшей еще душе запечатлены будут благие учения, никто не сможет их изгладить, когда она затвердеет, подобно тому, что бывает с восковой печатью.

Святитель Иоанн Златоуст.

 

Документ«Молодежные субкультуры и практические рекомендации по работе с их последователями» является результатом исследования, проводившегося Российским государственным социальным университетом совместно с Синодальным отделом по делам молодежи Русской Православной Церкви в рамках деятельности рабочей группы по изучению молодежных субкультур. Указанное исследование явилось методической и практической основой сборника «Теория и практика работы с представителями молодежных субкультур»[1].

Целью настоящего документа является формулирование практических рекомендаций по работе с последователями молодежных субкультур на базе результатов, полученных в ходе предшествующего исследования.

В документе обзорно описываются основные теоретические понятия, касающиеся субкультур, а затем формулируются принципы и практические рекомендации, которые могли бы послужить основой для взаимодействия с молодежными субкультурами.

Теоретическая база

 

При формировании данных практических рекомендаций использовались следующие теоретические данные.

Характеристика молодежных субкультур.

Данный документ опирается на определение, согласно которому субкультураэто часть общей культуры, присущей молодому поколению, которая отличается особыми ценностями, обычаями, установками и своей внутренней организацией[2].

Под актуальными субкультурами понимаются такие течения и движения, которые знает и упоминает в опросах молодежь, а также те, которые имеют большое количество последователей и существуют уже несколько лет.

Изучение субкультур в России началось в 90-е годы, когда сами субкультуры стали активно развиваться и проявляться. Поскольку молодёжь неоднородна, молодежные субкультуры проявляются в различных формах, типология которых зависит от различных оснований и отличается многообразием.

Сегодня границы субкультур размываются, многие из них существуют только в интернете. Исследователи говорят также о молодежных течениях и движениях, которые могут иметь признаки субкультур.

Существует множество различных классификаций молодежных субкультур, ранжирующих их по цели и характеру деятельности, направленности интересов, степени агрессивности, способу времяпрепровождения и т.д[3].

В данном документе делается акцент на негативных проявлениях субкультур, которые в первую очередь должны обращать на себя внимание при практической деятельности. Зачастую можно говорить о наличии деструктивных элементов, которые необходимо знать, замечать и уметь нейтрализовать.

Актуально по данному поводу звучит библейское предостережение: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15, 33). Неравнодушиепо отношению кмолодежи определит, есть ли у нашего общества достойное будущее или нет. Совершенно очевидно, что мало знать проблемы молодых и классифицировать их, необходимо и наше деятельное участие в судьбах подрастающих поколений.

Понятие«деструктивные элементы субкультур» было введено в результате исследования наиболее актуальных субкультур, проведенного Российским государственным социальным университетом. Это понятие относится к элементам субкультур, причиняющим или потенциально способным причинить вред как своим приверженцам, так и обществу в целом.

О наличии элементов деструктивного характера говорят и другие исследования, посвященные молодежным субкультурам. В частности, отдельные исследователи выделяют асоциальные и антисоциальные субкультуры[4].

Для обнаружения деструктивных элементовв той или иной молодежной субкультуре (течении) необходим комплексный анализ всех ее проявлений иактивностей. При выявлении в ходе анализа описанных ниже характеристик можно говорить о наличии деструктивных элементов в данной субкультуре.

Отрицательные характеристики субкультур:

  1. Самоуничтожение– субкультура несет в себе угрозу жизни и здоровью своих членов.
  2. Асоциальность– субкультура ориентирует своих членов на асоциальные системы ценностей.
  3. Агрессия– принадлежность к субкультурам несет угрозу другим членам общества.
  4. Изоляция– субкультура меняет идеологию человека, модель реальности, приводя к изоляции от общества.

Наиболее серьезным деструктивным элементом стоит признать изоляцию молодого человека от родителей и друзей. Изоляция приводит к одиночеству, которое наиболее разрушительно воздействует именно в подростковом возрасте. При этом убеждение в необходимой изоляции от родителей, друзей и близких может очень логично и конструктивно обосновываться внутри самой субкультуры.

Избегая одиночества, молодой человек примыкает к социальной группе (субкультуре), начинает разделять ее принципы. Особенно эффективен механизм изоляции от родных и близких, если в семье ребенок испытывает дискомфорт, моральное и физическое насилие. В таком случае ребенку нечего противопоставить влиянию субкультуры, он подпадает под него и, зачастую, уходит из дома.

Изоляция в идеологическом плане приводит к тому, что молодой человек начинает читать только «свою» литературу, «правильную», «полезную». Постепенно это приводит к неприятию других точек зрения, вплоть до агрессивного отношения к инакомыслящим. Постепенно в объединении появляются свои «библии», гуру и т.п.

Негативное воздействие часто связано и с требованием иррациональной веры в те или иные постулаты, правила объединения, движения, течения. Такая вера часто опирается на псевдонаучные открытия, мнения лжепророков и т.п.

Деструктивные элементы могут существовать в разном соотношении в отдельных течениях и движениях. Дисбаланс в смысловой структуре субкультуры может приводить к деструктивности. Например, патриотические течения участвуют в социально полезной деятельности, активно взаимодействуют друг с другом и с представителями других социальных структур. Однако лозунг «Я люблю Россию!» при нарушении баланса может быть усилен до националистического, что, в конце концов, может привести к позиции «Россия – для русских!».

Важно отметить, что в обоих вариантах патриотическое движение может привлекать православную молодежь. При этом для представителей второго варианта трактовки патриотизма вера проявляется в агрессивном навязывании своих принципов всем окружающим. И здесь на поверку ложное понимание православия – как веры исключительно русских – может стать идеологической базой радикальной молодежи.

В подобной ситуации важно обратить внимание подростка на наднациональный и надклассовый характер христианской миссии с момента возникновения Церкви.«А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами егои облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос»(Кол. 3, 8-11).

 

Работа с представителями молодежных субкультур

 

Общие принципы.Среди общих рекомендаций по работе с представителями молодежных субкультур можно выделить три наиболее значимых принципа.

  1. При работе с представителями молодежных субкультур и течений следует учитывать, что молодой человек, с которым ведется работа, зачастую уже привык к определенному микроклимату в своей социальной группе. Молодой человек ощущает себя в комфортной среде, привыкает к определенному стилю общения, кругу друзей, что в совокупности формирует чувство привязанности к субкультуре.

Для работы с приверженцами молодежных субкультур, специалисту необходимо знать особенности каждой субкультуры (течения) и жизни в них.То есть, для всех сделаться всем, по слову ап. Павла: «для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых»(1 Кор. 9, 22).

Поэтому священникам и другим специалистам, которые работают с последователями молодежных субкультур, следует выявлять и учитывать как минимум такиесведения:

  1. Сила влияния субкультуры и степень вовлеченностимолодого человека в среду субкультурного общения.
  2. Систему санкций, свойственную той или иной субкультуре. Такая система проявляется вналичии различных форм и методов поощрения и наказания, с помощью которых лидеры добиваются нужного поведения от своих сверстников.Отдельные формы санкций могут быть социально опасными.
  3. Роли, которые молодой человек «обязан» или вынужден исполнять принеформальном общении. Некоторые роли могут мешать полноценной жизни, здоровью, гармоничному развитию. Важно также учитывать, чточеловек может испытывать трудности самовыражения в обществе, но являться лидером при неформальном общении среди «своих», во внешкольном социуме, в субкультурном объединении.
  4. Характеристика окружения и семьимолодого человека.Трудно воспитать что-либо положительное в ребенке, если это не находит поддержки в кругу семьи.

Системный подход к изучению той или иной субкультуры невозможен без анализа следующих данных:

  • Внешнее описание (характерные черты сообщества);
  • Профильные аккаунты в соцсетях (вконтакте, facebook,instagram);
  • Сайты представителей этой субкультуры (информация о представителе, его образе жизни, например, странички в «Живом Журнале» livejournal.com);
  • Музыкальные предпочтения, кино, книги и т.п.;
  • Герои – образы (кто является «иконой» для этой субкультуры, кто ярче всего выражает ее идеал);
  • Смыслы – какие основные положения этой субкультуры, чем занимаются ее члены, за что и против чего выступают, как проводят досуг, где встречаются, и т.п.
  1. Необходимо помнить, что не стоит сразу стремиться к однозначному решению проблемы, с которой обратился молодой человек.Первый шаг заключается именно в том, чтобы принять и выслушать его.Только после этого можно искать способы работы, индивидуальные для каждого.

Помощь представителяммолодежных субкультур может стать успешной при наличии следующих условий:

  • безусловное принятие молодого человека как творения и образа Божия, какие бы идеи он ни разделял; информирование его о возможных социальных последствиях;
  • выстраивание диалога между культурой и субкультурой на базе общекультурных образцов;
  • помощь в овладении молодыми людьми необходимыми социально приемлемыми способами самовыражения, помощь в творческойсамореализации.
  1. Необходимо помнить, что подросток видит четкую границу между понятиями «мой мир» и «не мой мир». Зачастую, Церковь и все, что с ней связано, попадает в «не мой мир», поэтому подростку проще сходить к психологу, чем к священнику. В связи с этим важно уметь найти общий язык и общие темы при общениис подростком, чтобы преодолеть эту границу.

К сожалению, в молодежной среде иногда православие воспринимается как маргинальность. Православие якобы может изолировать подростка от общения. Однако надо показать, что православие включает в себя базовые общечеловеческие ценности, уход от которых и грозит социальной изоляцией и одиночеством, в то время как изоляция от деструктивных субкультур является благом. При этом необходимо демонстрировать альтернативную модель социальных отношений (православные молодежные объединения) и поощрять активное участие в них.

Практические шаги по работе с представителями молодежных субкультур. Работа включает в себя несколько направлений, среди которых:

  • адаптация и использование позитивных субкультурных смыслов и форм для миссии среди молодежи;
  • профилактика негативного влияния субкультур;
  • реабилитация пострадавших от деструктивных элементов субкультур.

Деятельность по включению представителей молодежных субкультур в жизнь Церкви ипо профилактике деструктивного воздействия субкультур может включать в себя несколько компонентов, описанных ниже.

  1. Создание структур(например, центров), в которые молодой человек может обратиться за помощью в трудной жизненной ситуации. Важно понимать, что подобный центр должен способствовать не только профилактике различного негативного воздействия субкультур, но и работе с другими актуальными проблемами, волнующими подростков (например, насилие в семье или травля в школе).

Известно, что подростки после воскресной школы часто уходят из Церкви[5].Молодыелюди часто заканчивают свои отношения с храмом после 14-16 лет, если его родной приход не может ничего им «предложить». Поэтому важно организовать разностороннюю работу на базе прихода в городе, районе или области. Это может быть формат духовно-просветительских центров для молодежи, где молодой человек может заниматься астрономией или танцами, где могут проходить научные конференции и киноклубы, где может работать молодежный медиацентр и центр поддержки подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. Разные направления деятельности позволяют охватить разную молодежь, показать широкие спектры направлений работы Церкви. Отметим, что в такой просветительский центр молодой человек скорее решится зайти, если он расположен «за оградой» храма или монастыря. У молодого человека зачастую есть иллюзия несвободы в стенах храма, ощущение потери себя самого. Молодежь ищет места, где может поговорить о смыслах. Если в храм идти пока страшно, топросветительский центр вызывает бóльшее доверие.

  1. Создание клубного сообществана основе юношеских субкультурных практик. Участие молодых людей в деятельности такого сообщества способно содействовать их самопринятию, овладению различными вариантами самопредъявления[6]в социально приемлемых формах, освоениюправильных навыков общения (в том числе конструктивного диалога со взрослыми и с представителями других субкультур).
  2. Вовлекающие активности различного характера(походы, форумы, конференции, благотворительные мероприятия и т.п.). При работе с подросткаминаиболее успешным видится способ вовлечения в различные виды активности. Совместная деятельность сплачивает людей и раскрывает отдельного человека как личность.

Через совместную работуи общениена приходемолодой человекбудет впитывать принципы православия. Эти формы активности будут иметь религиозный фон, что будет напоминать о том, что основной задачей молодежного служения является привлечение молодых людей к полноценной церковной жизни. К работе с молодежью могут привлекаться священники, взрослые добровольцы, для которых это становится своеобразным послушанием, а также профильные специалисты на договорной основе.

Невозможно охватить все направления работы одному, но привлечение хорошего специалиста своего дела, например, художника или историка, которые могли бы оказать помощь в проведении различных молодежных активностей, является посильной задачей.

  1. Работа с образовательными организациями.Необходимо продолжать работу Церкви в школах и ВУЗах с учетом выявленных проблем выхода в светские организации. Такая работа не должна сводиться к простому присутствию на праздниках и к протокольным речам. Необходимы совместные действия по организации реальных живых проектов, при этом ценности православного мировоззрения естественно станут основой, а приобщение к ним – целью.
  2. Работа в сфере коммуникации.Священнику, работающему с молодежью, важно знать актуальный православный медиаконтент, который можно посоветовать молодым людям. Необходимо понимать, что апелляция к бумажным источникам может быть не услышана. Желательно иметь перечень актуальных и понятных ресурсов, которые можно рекомендовать подросткам.Необходимо знать, какие видео смотрит подрастающее поколение, рекомендовать им к просмотру видео с положительным смыслом.
  3. Привлечение к работе представителей православной молодежи.Зачастую подросток может не слышать священника, но сможет услышать равного себе. Поэтому стоит приглашать для работы активных представителей православного молодежного движения. Отдельным направлением в этой сфере может стать организация молодежных медиацентров для православных волонтеровна базе духовно-просветительских центров или воскресных школ. Такие медиацентры могли бы помочь православной молодежи сформировать или повыситьмедиакомпетенции и медиаграмотность с цельюразвития способности убедительно говорить о жизни в Церкви подросткам.
  4. Профессионализм.Эффективное взаимодействие с представителями молодежных субкультур невозможно без наличия специальных знаний. Поэтому необходимо рассмотреть возможность разработки совместной c вузами серии курсов повышения квалификации по психолого-педагогическим основаниям работы с подростками, по техникам психологической реабилитации.

Слово Божие со всею решительностью призывает пастырейнепренебрегатьнуждами молодых, оказывая им всяческую поддержку.Встав на принципы миссионерской открытости в общении с молодыми, мы будем говорить с ними на одном языке и, по слову апостола, приобретем многих.

Список рекомендуемой литературы

  1. Апажева, Светлана Султановна. Молодежные субкультуры [Текст]: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 39.03.09 Организация работы с молодежью / С. С. Апажева, М. Р. Захохова, Х. К. Геграев; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова». — Нальчик: Изд-во КБГУ, 2017. — 142 с
  2. Будущие социологи об актуальных проблемах современного общества сборник магистерских и студенческих статей. Электронный ресурс. Российский государственный социальный университет, факультет социологии. Москва, 2017
  3. Зайцева, Ирина Александровна. Молодежные субкультуры [Текст]: учебное пособие / И. А. Зайцева; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина». — Елец: Елецкий гос. ун-т им. И. А. Бунина, 2016. — 206 с.
  4. Каменец, А. В. Основы культурно-досуговой деятельности: учебник для академического бакалавриата / А. В. Каменец, И. А. Урмина, Г. В. Заярская ; под науч. ред. А. В. Каменца. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 185 с. — (Серия Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06403-2. — Режим доступа: biblio-online.ru/book/B19B1692-CC74-4024-8ED2-0F7C4EF41DB7.
  5. Комарова, Анна Владимировна. Субкультуры в духовной жизни общества: религиозно-нравственный аспект: автореферат дис. … кандидата философских наук: 09.00.14 / Комарова Анна Владимировна; [Место защиты: Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ]. — Москва, 2018. – говорит про деструктивные элементы субкультур.
  6. Левикова, Светлана Игоревна. Молодежная субкультура: учеб. пособие / С.И. Левикова. — М.: Гранд: Фаир-пресс, 2004 (ОАО Можайский полигр. комб.). — 607, [1] с
  7. Левикова, Светлана Игоревна. Феномен молодежной субкультуры: Социально-философский аспект: диссертация … доктора философских наук : 09.00.11. — Москва, 2002. — 358 с.
  8. Мельничук, Екатерина Сергеевна. Адаптация молодежи к социальным изменениям в мегаполисе: автореферат дис. … кандидата социологических наук: 22.00.04 / Мельничук Екатерина Сергеевна; [Место защиты: Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ]. — Москва, 2018.
  9. Никипорец-Такигава Г.Ю. Архетипы российской молодежи в континууме социально-политических формаций общества // Евразийский юридический журнал. 2015. № 11 (90). С. 309-311.
  • Никипорец-Такигава Г.Ю.О лидерстве в сетевых социальных движениях // PolitBook. 2016. № 3. С. 50-65
  • Орлова, Э. А. Практикум «социокультурные проблемы молодежи»: учебник для академического бакалавриата / Э. А. Орлова, А. В. Каменец, И. А. Урмина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 197 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05173-5. — Режим доступа: biblio-online.ru/book/43520C6A-8B78-4354-9465-6CECA9C28BEB.
  • Профилактика экстремизма в молодежной среде : учебное пособие для вузов / А. В. Мартыненко [и др.] ; под общ. ред. А. В. Мартыненко. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 221 с. — (Серия: Университеты России). — ISBN 978-5-534-04849-0. — Режим доступа : biblio-online.ru/book/9F3026F1-C954-40D4-863F-D371F5A433FD.
  • Социология молодежи : учебник для академического бакалавриата / Р. В. Леньков [и др.]. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 416 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-5064-9. — Режим доступа: biblio-online.ru/book/1A2A48B4-2B0D-4054-B98A-8954A202DAE6.
  • Фомичева Т.В. Профессиональное самоопределение российской молодежи // I чтения памяти В.Т. Лисовского Научные труды участников чтений. 2017. С. 298-299.
  • Фрадкин, Феликс Аронович. Введение в педагогическую специальность: Лекции-диалоги / Ф. А. Фрадкин, Л. И. Богомолова. — М.: Изд-во ТЦ «Сфера», 1996. – 60 [1] с.
  • Чернышенко, Василий Васильевич. Философско-антропологические аспекты молодежных субкультур [Текст]: учебное пособие / Чернышенко Василий Васильевич, Степанов Вячеслав Петрович; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева». — Орёл: Модуль-К, 2017. — 144 с

 

[1]Документ опубликован на сайте Синодального отдела по делам молодежи.

[2]Подробнее о разных подходах к определению понятия «субкультура» см. в документе «Теория и практика работы с представителями молодежных субкультур».

[3]Для более подробного изучения теоретического материала по молодежным субкультурам можно обратиться к приложению со списком рекомендуемой литературы.

[4]Подробнее о деструктивных элементах молодежных субкультур можно прочитать также в диссертации Комаровой Анны Владимировны «Субкультуры в духовной жизни общества: религиозно-нравственный аспект».

[5]Задействование молодых людей в церковных послушаниях: чтецы, алтарники, певчие и пр. – может благотворно повлиять на них в период становления, удерживая от поиска новых друзей в сомнительных сообществах.

[6]Самопредъявление – акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам (Майерс Д., 1996, с. 96)

Яндекс.Метрика