Слово о поминовении усопших

Апр 14, 2018

Слово о поминовении усопших

То, что мы называем смертью, не является прекращением человеческого бытия. Смерть – это не уничтожение человеческой личности. Это переход человека из одного состояния в другое, о чем свидетельствует не только Святое Писание и Предание Церкви, но и современные научные, а, в частности – медицинские факты. Поэтому общение с нашими усопшими сродниками не просто возможно, но крайне необходимо. Его мы осуществляем, в первую очередь, посредством заупокойной домашней и церковной молитвы.

Грядет день Праздника Радоницы, один из церковных дней поминовения усопших. В этот день верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей. Именно на Радоницу существует обычай совершать Панихиды на кладбище, и раздавать милостыню, принося крашеные яйца и другие пасхальные яства, которые после заупокойной молитвы раздаются неимущим и бедным и всем окружающим (но никак не оставляются на могилах усопших). Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38). «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», – пишет святитель Иоанн Златоуст.

Посещая могилы умерших родственников, православному христианину необходимо помнить, что крайне противопоказано церковью устраивать пышные поминки на гробницах умерших, и особенно с распитием спиртных напитков. От таковых необходимо воздерживаться и во время домашних поминальных застолий – это ранит души умерших.

Стоит упомянуть о традиции, в некоторых городах и весях, посещения могил умерших сродников в сам День Пасхи. Эта традиция довольно молодая и берет начало с советских времен, когда посетить на Пасху храм было трудно или опасно. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия.

От Великой Среды вплоть до Недели Апостола Фомы поминовение усопших не совершается. Пасха – время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.

Как же правильно поминать усопших? Самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной, это наша заупокойная молитва. Вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот почему заупокойная молитва – долг всякого православного христианина.

Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви. Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). После Литургии нужно отслужить панихиду. Молитва будет куда действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой. Очень полезно жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию. Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного. Еще раз повторимся о том, что не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм, класть сигареты (если усопший курил) – этим оскорбляется память усопшего, и отягощается его посмертная участь.

Дела милосердия и милостыня крайне благодатны для душ как поминающих, так и поминаемых. Такие дела могут быть направленны как на помощь малоимущим и нуждающимся, так и на помощь храму. Любое ваше пожертвование за записку, свечку или утварь в храме это богоугодное дело, это попечение о содержании прихода. Это ваша жертва во славу Божию. Жертва – это дар, выражение нашей любви к Тому, Кому и о ком мы этот дар приносим. И только тогда наша жертва приятна Богу, когда приносится от чистого сердца. Богу не нужны толстые или тонкие свечи, большие или малые пожертвования. Богу нужны любящие и чистые сердца.

Отдельный разговор о приобретении утвари для погребения не в церковных лавках. Во-первых, подобная погребальная утварь (наборы для погребения) зачастую бывают не каноничны, что может препятствовать православному чину отпевания. Во-вторых, утварь в церковных лавках, и погребальные наборы в том числе, освящаются молитвой и святой водой, чего не может быть в магазинах ритуальных услуг. И, наконец, в третьих – это вопрос все той же жертвы во Славу Божию и во спасение души. То есть приобретение погребальных принадлежностей в церковной лавке это попечение о содержании храма – Дома Божиего и прихода, в котором молятся о вас и ваших близких, как здравствующих, так и почивших.

 

Священник Георгий Рогальский
по материалам православных источников

Яндекс.Метрика